Обычно большая двухмесячная уборка стартует в Красноярске в апреле, но в этом году она началась раньше - в конце марта. Все потому, что состояние городских улиц бесконечно далеко от идеального: кругом пыль и грязь. И если за горы мусора можно пожурить горожан, то пыль точно не на их совести. Ее появление - следствие того, что зимняя уборка дорог в городе уже который год ведется с помощью песка и пескосоляной смеси (соли в ней не более 5%). Подобные противогололедные материалы мало того, что абсолютно неэффективны (количество аварий из-за неудовлетворительных дорожных условий (НДУ) в Красноярске за 2015 год выросло на 300%, за 2016 - на 433%), так еще и вредны для состояния окружающей среды. В частности - способствуют сильнейшему загрязнению воздуха. Городу, который и так признан одним из самых грязных, дополнительные загрязнители ни к чему!
Дело в том, что отходы дорожно-автомобильного комплекса относятся ко 2 классу опасности для здоровья человека («Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03»). То есть пыль, поднимающаяся весной в воздух, ядовита! К такому выводу пришли ученые Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, который находится в Санкт-Петербурге. Город на Неве, к слову, уже вторую зиму подряд живет в режиме чрезвычайной ситуации: «благодаря» отказу от использования солесодержащих средств в пользу песка зимой там жуткий гололед, а весной - не менее жуткая пылища. По данным активистов организации «Красивый Петербург» количество дорожного смета в центре города превышает допустимые пределы в 25 раз. О том, что происходит на окраинах, видимо, лучше даже не думать.
Получается, что использование пескосоли для борьбы с гололедом делает городскую среду опасной (провоцирует аварии, травмы) и отрицательно влияет на здоровье людей - ведь смет содержит мышьяк, ртуть, свинец, никель и кадмий в больших концентрациях. К сожалению, красноярские власти не связывают проблемы загрязнения городской среды и плохой уборки с применением устаревших антигололедных средств. Эти темы обсуждались городскими парламентариями на прошедшей в декабре 2016 года сессии, и был сделан вывод, что дело в неправильном разделении ответственности за уборку территорий между управляющими организациями. Очевидно, проще найти виновных на стороне, чем задуматься о том, почему во всех цивилизованных странах от песка отказались (в некоторых он даже запрещен!). Будем надеяться, что со временем власть имущие поймут, насколько пескосоль вредна, и уборка дорог наконец будет вестись с помощью современных средств - в том числе, растворимых противогололедных реагентов.